Главная страницаПресса › Музы против пушек – донецкий концерт трёх баритонов из Петербурга
19.11.2016 / Музы против пушек – донецкий концерт трёх баритонов из Петербурга
Этого события в Донецке ждали с нетерпением. Концерт трёх баритонов, солистов Государственного академического Мариинского театра из Санкт-Петербурга обещал быть грандиозным. О том, что предстоит два часа наслаждения великолепной музыкой и впечатляющими голосами говорили имена участников. Заслуженный артист России Владимир Самсонов – бесспорный обладатель лидерских качеств, человек эмоциональный, с зычным голосом и огромным репертуаром. Лауреат международных премий Эдем Умеров – в жизни скромный, молчаливый, но на сцене – ураган эмоций, обладатель настоящего Вердиевского баритона. И наш земляк, ещё молодой, но уже с солидным творческим багажом, лауреат международных конкурсов Виктор Коротич, чей бархатистый тембр и великолепная вокальная техника не могут оставить равнодушным даже человека, далёкого от оперы. Такой солидный творческий десант высадился в Донецке в рамках благотворительного тура, проходящего под девизом «Музы против пушек»

Свой тур с концертом баритоны начали в Крыму, выступив сначала в Симферополе, затем в Севастополе. Следующим пунктом остановки стал Донецк. А после, 10 июня Владимир Самсонов, Эдем Умеров и Виктор Коротич дадут концерт в Петербурге. Заключительный концерт проекта «Музы против пушек» состоится в День России, 12 июня, в Москве на Поклонной горе.

В Донецке вокруг приезда трёх баритонов поднялся ажиотаж и достать пригласительный на их концерт было не просто. В зале «Донбасс Оперы» был аншлаг. Донецкие меломаны слушали певцов затаив дыхание. Программа концерта была грамотно составлена из самых известных оперных и опереточных хитов. В блоках, включавших арии из русских и западноевропейских опер, сильное впечатление произвёл мощный голос Эдема Умерова. Ария князя Игоря из одноименного творения Бородина вызвала восторг публики. А ария Риголетто из шедевра Верди завершилась криками «Браво!» и шквалом оваций. Когда на сцену вышел Виктор Коротич, чтобы исполнить знаменитую каватину Фигаро, он был в образе. Перед восхищённым залом прохаживался хитрец и пройдоха цирюльник, с удовольствием делившийся с публикой подробностями своей жизни. Владимир Самсонов на несколько минут превратился в знойного тореадора Эскамильо, героя оперы Бизе «Кармен», добавив вечеру испанского колорита куплетами, мелодия которых знакома всем.

Феерично исполнили баритоны арии из оперетт. В тему прозвучали куплеты барона Баринкая из оперетты «Цыганский барон», где герой рассказывает о своих путешествиях и выражает радость по поводу возвращения в родной край.

Массу позитива подарил зрителям, особенно представителям старшего поколения блок песен из репертуара легендарного Муслима Магомаева. Проникновенно спел «Мелодию» Виктор Коротич. Частичку души вложил в «Верни мне музыку» Эдем Умеров. А Владимир Самсонов остановил выбор на «Легендарном Севастополе», пропев славу своему родному городу.

Завершился концерт фееричным попурри из русских, украинских и татарских песен. Подобранные по тематике и темпоритму они будто перекликались друг с другом, ещё раз доказывая родство наших народов.

Об этом речь шла и на пресс-конференции, которую гости из Петербурга дали перед концертом. Слово взял вдохновитель и автор идеи проекта «Музы против пушек» Владимир Самсонов:

- В. Самсонов: Я очень рад посетить Донецк впервые в жизни. И рад, что делаю это не просто туристом, а артистом. Я давно мечтал посетить ваш город, ещё когда жил в Севастополе. Мои друзья из Донецка всегда рассказывали, как прекрасна столица Донбасса и сегодня я лично в этом убедился.

Первое, что поразило – идеальная чистота на улицах, доброжелательные, приветливые люди. Это абсолютно противоречит тому, что приходится слышать за пределами вашей Республики. Мои мысли о том, что происходящее в Донецке отличается коренным образом от того, что нам показывают СМИ даже не совпали с реальностью, так как она превзошла все самые смелые ожидания.

Хочу поблагодарить Министерство культуры ДНР за радушный приём, за помощь в организации нашего приезда в Донбасс.

Хочу также отметить, что наш концерт в Донецке, как и во всех остальных городах, запланированных в этом туре, мы даём на благотворительной основе, абсолютно бесплатно. Сделано это для того, чтобы люди, стремящиеся оболгать, очернить, воспользоваться концертом в пропагандистских целях, не могли заявить, что мы решили заработать на войне в Донбассе.

- Как вы приняли решение о создании вашего трио и проведении тура по пяти городам именно в таком формате?

- В. Самсонов: Это необычная история. Всё началось с каких-то божьих знаков, которые я даже не сразу разгадал. Дело в том, что все мы трое – солисты Мариинского театра и, слава богу, достаточно востребованы. Поэтому постоянно находимся в разъездах и можем годами не видеться друг с другом, если наши репетиционные графики не совпадают. Но в начале этого года, в январе, я встретил у театра моего коллегу Эдема Умерова. На следующий день встреча повторилась. Я не обратил на это внимания. Но спустя буквально пару дней, 6 января, идя на очередную репетицию, я встретил Эдема. Вспомнив, что на следующий день великий праздник Рождества, я на ходу бросил: «С наступающим!». Но вдруг вспомнил, что Эдем – крымский татарин. Извинившись за оплошность я пошёл на репетицию и лишь на следующий день, в праздник Рождества, осознал, что эта не случайная встреча. Я – русский, уроженец Крыма, Севатополец, служил на Черноморском флоте. Он – крымский татарин. И оба мы – солисты Мариинского театра. Сразу вспомнил и ещё одного коллегу - Виктора Коротича, украинца, о котором я знал, что он приехал из Донецка и тоже стал солистом Мариинского. Нас соединил театр, искусство оперы. К сожалению, то, что сегодня я вижу на телевидении, наоборот не объединяет, а разъединяет людей. Эта искусственно вызванная центробежная сила разъединяет народы. Кому-то это надо и это чётко претворяется в жизнь. Я убеждён, что Россия могла бы противопоставить войне мир. Надо подходить к людям с цветами и добром. Иного выхода нет, так как ненависть рождает только ненависть и злобу. Я подумал, что мы должны переиначить знаменитую фразу: «когда говорят пушки, музы молчат». В результате получилось: «Музы против пушек».

- Думаете, музыка может сблизить врагов?

- В. Самсонов: Такое бывало даже во времена Великой отечественной, когда во время пауз между боями в немецких и русских окопах начинали играть музыка. Солдаты и с той, и с другой стороны начинали слушать. Ненависть на короткий период отступала и проявлялись человеческие черты.

Поэтому я очень благодарен моим коллегам, моим друзьям за то, что согласились приехать. Для нас это первый, но очень важный шаг к миру. Думаю, что со стороны России должны быть сделаны более масштабные шаги в этом направлении, чтобы весь мир увидел, что мы можем противопоставить добро злу. Культура обязана вмешаться в эту страшную войну. Во время концерта вы и все зрители услышат и поймут, как похожа музыка России, Украины, Крыма и поймут, что у нас практически единые корни. Мы, практически, одна нация, один организм. Поэтому и так больно, когда нас пытаются разделить, разрывая по живому. Мы надеемся, что наши концерты станут первым шагом со стороны академической культуры, Олимпа всего человечества в музыкальном смысле, чтобы это процесс прекратился. Эта война создана искусственно, и мы должны её победить объединившись, как это было раньше.

- А что думает по поводу визита в Донбасс наш земляк Виктор Коротич?

- В. Коротич: Главные мысли о цели нашего визита мои друзья уже высказали. Я рад, что проект состоялся. Ведь многие из наших общих знакомых не верили, что из нашей затеи что-то выйдет, что такое возможно. Я и сам до конца испытывал сомнения в удачном исходе задуманного. Слава Богу, что это всё происходит сейчас и у меня есть возможность попасть на родную землю, где я учился, вырос профессионально. Бесконечно рад, спустя почти 10 лет, встретиться со своими друзьями, с которыми поддерживаю отношения. Они в моем сердце, они в моих мыслях, я с ними общаюсь. Я знаю всё, что здесь происходит, абсолютно все детали. Жители Донбасса не захотели идти тем путём, по которому их направляли. Мы, жители Донбасса, обладаем особым характером. Как когда-то Мерцалов выковал пальму из рельса, так и бог выковал здешних людей из железа, из гранита. В Донбассе живут очень сильные люди. Я это вижу, знаю, чувствую. Поэтому я очень счастлив вернуться на мою родную землю и выступать на сцене моего родного театра. Счастлив, что мы приехали сюда нашим дружным коллективом, что буду петь с лучшими солистами Мариинского театра. Надеюсь, что зрители получат удовольствие от концерта, а мы ещё вернёмся в Донецк и не раз.

- Отличается ли программа Донецкого концерта от того, что вы показали в Симферополе и Севастополе и будете показывать в Петербурге и Москве?

- В. Самсонов: Нет, не отличается. Дело в том, что программа была сформирована нашими совместными усилиями ещё в Петербурге. Это была большая, серьёзная работа, длившаяся более трёх месяцев, так как надо было синхронизировать работу четырёх разных музыкальных коллективов. Это оркестр Крымской республиканской филармонии, ваш симфонический оркестр «Донбасс Оперы», оркестры в Петербурге и в Москве. Всем я рассылал ноты партитуры. Формируя программу, мы стремились охватить как можно больший объём академической музыки. В концерте есть и блок арий из русских опер, и жемчужины западноевропейской оперы, и арии из классических оперетт Штрауса и Кальмана. Завершает наше выступление подборка песен русских композиторов и попурри, написанное специально для нашего тура и состоящее из русских, украинских и крымско-татарских песен.

- Формат «Три тенора» уже хорошо знаком даже людям, далёким от оперы, благодаря концертам таких мировых звёзд, как Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Многие пытались повторять их. А формат «Три баритона» имеет западный аналог или это ваше личное изобретение?

- В. Самсонов: В 90-е годы минувшего века концерты Каррераса, Доминго и Паваротти наделали много шума. Поэтому оперные певцы стали пытаться проводить концерты-клоны. Но все мы знаем, что любая копия всегда будет хуже оригинала. Концерт трёх баритонов, как и концерт трёх басов, практически, те же копии. И хочу отметить, что мы не стремились к этому. То, что сейчас перед вами сидят три баритона – не более, чем случайность. Мы формировали концерт не по типу голосов, а по национальному признаку исполнителей. Нам было важно показать, что эти национальности дружат, ходят друг к другу в гости и не убивают друг друга, не ищут какие-то исторические прецеденты, чтобы ссориться друг с другом, а выходят и поют на одной сцене. Поэтому мы и назвали наше совместное выступление «Концерт дружбы». Лично для меня наш концерт – это рентгеновский снимок того, что сейчас происходит на самом деле, это наши кости, наша основа, единая, как и раньше. Поэтому это не концерт трёх баритонов, а концерт трёх национальностей, которых сейчас искусственно пытаются столкнуть, чтобы сделать врагами.

- Судя по программе концерта, вы универсальные певцы. Но в музыкальных кругах есть такое понятие, как Вердиевский баритон. Если оно применимо к певцу, означает ли это, что он достиг вершины мастерства?

- Э. Умеров: Чтобы певец мог называться вердиевским баритоном, он должен обладать не только природными данными, но и постоянно заниматься совершенствуя свою технику. Это понятие появилось при переходе от музыки Россини и Доницетти к операм Верди и других композиторов. Музыка в своём развитии шла вперёд, и опера становилась более наполненной эмоциями, чтобы на сцене была определённая атмосфера, комическая, лирическая или же трагическая. Для этого, следуя партитурам опер Верди, люди должны были доставать из своих голосов новые краски. Это часто приводило к проблемам со здоровьем.

- В. Самсонов: Не зря многие современники называли Верди великим разрушителем голосов и критиковали его за то, что он писал музыку так, что певцы часто лишались своего природного вокального дара. Действительно переход от классицизма, который являл собой Моцарт, а затем Беллини и Доницетти ознаменовался такими проблемами. Ведь произведения этих композиторов - музыка бельканто, законтаченая на звуковедении, кантиленности. Эмоционально там не надо было выкладываться. Достаточно было спеть арию в белькантовой манере и всё - успех. Верди писал с таким эмоциональным надрывом, с таким эмоциональным переживанием, что исполнители, захлёстнутые эмоциями и драматизмом не следили за вокальной техникой. Это приводило к форсированию и потере голосов. Для того, чтобы быть вердиевским баритоном, надо обладать прекрасными природными данными, сильной техникой и уметь контролировать звуковедение, даже, когда тебя захлёстывают эмоции.

Для меня Верди сложен тем, что там нужно соблюдать технику бельканто, владеть своим дыханием и при этом петь горячо и эмоционально.

- Как долго вы ещё пробудете в Донецке и нет ли у вас планов по сотрудничеству с местными певцами?

- В. Коротич: У нас очень плотный график, поэтому, к сожалению, на следующий день после концерта в Донецке мы вынуждены уезжать. В ближайшем будущем, конечно же, хочется ещё не раз сюда вернуться и спеть в спектаклях, которые восстанавливаются в «Донбасс Опере». Это было бы полезно и для театра, и для зрителей, мечтающих видеть новые лица. Ну или хорошо забытые старые. Верю, что и мои коллеги захотят сюда ещё приехать. Надеюсь, что появится больше свободы, больше свободы в перемещении. Дай бог, чтобы и у театра появились возможности вплетать в свои спектакли приглашённых солистов. Ведь с началом войны в Донбассе, в театре осталась маленькая труппа, так как многие артисты были вынуждены уехать. Приглашённые солисты могут компенсировать их отсутствие. И всё это ради зрителей, для которых мы существуем, поём, стараемся их удивить, порадовать.

- Вы не боитесь негативной реакции на ваши концерты дружбы после визита в Донецк?

-В. Самсонов: Отправляясь в Донецк, я плохо представлял, что здесь происходит, не доверяя средствам массовой информации. Чтобы составить верное мнение, надо всё увидеть своими глазами. Я находился в неведении, как и многие люди из числа тех, кто читает мою страницу в «Фейсбуке». Кто-то писал, что мы едем «петь для бандитов», кто-то утверждал, что в Донецке живёт «сплошное быдло». Я решил до поры, до времени, не отвечать никому из этих людей. Словами убедить невозможно. Поэтому я хожу по городу, снимаю детские площадки с резвящимися малышами, людей отдыхающих на берегу или в парках и скверах. Потом это видео, вместе с записью нашего концерта я размещу у себя на странице в доказательство того, что в Донецке живут не бандиты, а люди способные испытывать такие же чувства и эмоции. Люди симпатичные, ценящие оперу, любящие музыку. Я давно не видел таких красивых и таких чистых городов, как Донецк сейчас. Мы, в отличии от многих журналистов, работающих по какому-то заказу и освещающих проблему по заданию, ничем не ограничены и являемся послами музыки, если хотите нас так называть. Наше мнение непредвзятое, мы ни на что не претендуем и поэтому нам поверят.
 
 
 
 
 

Пресса

Музы против пушек – донецкий концерт трёх баритонов из Петербурга

Подписаться на новости и обновления на сайте:
Email: